Эволюция римской сексуальности (+18)


Секретный кабинет (Gabinetto Segreto) в Археологическом музее Неаполя - старейший в мире музей эротического искусства.В нём представлены находки из Помпей и Геркуланума.
Раскопки в Помпеях, прогремев на всю Европу, стали самым крупным археологическим проектом эпохи Просвещения.

Среди"неудобных"для экспонирования предметов были фрески и надписи приапеи, скульптурные сцены содомии и зоофилии, домашняя утварь фаллической формы. Учёные терялись в догадках о том, как поступить с помпейской "порнографией", пока вопрос не был решён в 1819 г. королём Франческо I, посетившим места раскопок в сопровождении супруги и дочери. Монарх был настолько возмущён увиденным, что потребовал увезти все "аморальные" предметы в столицу и запереть их в Секретном кабинете. В 1849 г. дверь в кабинет была заложена кирпичом, потом доступ в него был всё же открыт "лицам зрелого возраста и безупречной репутации".

В конце 1960-х гг. была предпринята попытка "либерализации" выставочного режима и превращения Секретного кабинета в общедоступный музей, но она была пресечена консерваторами. Кабинет открывался для публики только на непродолжительное время. 
В 2000 году он был наконец открыт для всеобщего посещения совершеннолетними. В 2005 году собрание Секретного кабинета было окончательно передано в распоряжение дирекции Национального археологического музея г Неаполя.


Из граффити, найденных археологами в ходе раскопок, из текстов античных авторов и из
надгробных эпитафий проясняются многие подробности сексуальной жизни древних римлян. Например, как сказать"заниматься сексом" в античном Риме? Fotuere. Этот термин сохранился почти неизменным, пройдя через века, и до сих пор используется не только в итальянском, но и во французском языке, причем с пренебрежительным оттенком.

Поразительно, что мужской половой орган, имеющий много разных имен (mentula,virga, hasta, penis; а словом cunnus называют женский орган), обозначается также и словом fascinus ; слово это происходит от латинского fas, "благосклонный" ибо он является источником семени — синонима плодовитости и процветания. Именно поэтому он в состоянии отгонять несчастья и оберегать от злых духов. Вот почему его живописные или скульптурные изображения можно было встретить повсюду:на улицах, в лавках и частных домах.



С самого начала раскопок в Помпеях на стенах стали находить множество небольших панно с эротическими сценами. Многие из них были сразу же намеренно уничтожены, потому что их считали слишком откровенными для морали того времени, какие-то панно были сняты со стен и заперты в знаменитом "секретном кабинете", или "кабинете непристойностей"

Вопреки распространенному убеждению, речь идет не о борделях, а об обычных домах: картины с любовными сценами были частью художественных коллекций, которыми располагали богатые дома, чем-то рафинированным и благородным.

Примерно как если бы сегодня кто-то решил установить в гостиной обнаженную скульптуру в классическом стиле. Об этих картинах в домах богачей упоминает Овидий. Светоний утверждает, что их было немало в спальне у императора Тиберия. На многих панно обнаженные мужчины и женщины. На фресках можно также различить фигуры рабов, возможно, домашнюю прислугу, присутствующую даже при самых интимных моментах…


Несколько озадачивает то, что эти эротические сцены могли видеть дети и юные девушки. 
Но они не считаются порнографией. Римляне в обычной жизни открыто говорят о сексе (у них есть даже культ божеств любви и секса, таких как Венера и Приап) и изображают его не только на стенах домов, но и на лампах или дорогой столовой посуде, которой сервируется стол для званых ужинов.

В этом случае такие изображения воспринимаются не как нечто неприличное, а как свидетельство высокой культуры, богатства и роскоши, царящей в доме.


Приап у римлян — бог плодородия, полей и садов. Изображался с чрезмерно развитым половым членом в состоянии вечной эрекции.


Действительно, эрегированный член у римлян считается приносящим удачу. Они повсюду: высечены на огромных плитах, которыми вымощены улицы, на стенах портиков или на входах в лавки. 

Встречаются даже связки из нескольких бронзовых членов - подвесок, висящие на цепочках над входами в дома и магазины, с колокольчиками внутри. 

Римляне называют их "тинтиннабулы" (tintinnabula), то есть "бубенчики" или "звоночки" :считается хорошей приметой прикасаться к ним, заставляя звенеть, всякий раз, когда проходишь мимо. Многие носят на шее в виде кулонов маленькие бронзовые пенисы (часто вместе с пенисом вешают на цепочку и бронзовый "кукиш" — символическое изображение полового акта).


Амулет - фаллос в виде крылатого льва (символизирует - силу, быстроту реакции и победу) снабжен колокольчиками для отпугивания злых духов.

 

Светильники в виде Приапов.


Скульптура найдена в Геркулануме. Эротическая сцена, вполне допустимая в античные времена.


Треножник. Бронза. Три фигуры сатиров, готовых к соитию, служат изящными ножками для жертвенной вазы. Левые руки сатиров вытянуты вперед, как бы препятствуя приближению непосвящённых.


Колонны изображались в виде фаллосов. Служили садовыми оградительными столбами (как атрибут Приапа - хранителя садов).


Может показаться удивительным, но этот обычай фаллических талисманов дошел до наших дней, хотя и в "замаскированном" виде:в определенный момент пенис превратился в знаменитый "рог" из красного коралла или слоновой кости, который многие итальянцы носят в кармане, сумке, на браслетах или на шее.

И это не говоря уже о "крупногабаритных рогах", которые можно увидеть в Италии подвешенными в кабинах водителей - дальнобойщиков. Настоящая археологическая находка из области суеверий…


Часто у эротических изображений может быть и другое предназначение: утрированные сцены группового секса могут служить для создания жизнерадостной атмосферы и, следовательно, оберегать место от дурного глаза… Подобным же образом изображения Приапа с утрированно большим фаллосом символизируют богатство и изобилие.

Если внимательно рассмотреть музейные экспонаты можно обнаружить все принятые тогда сексуальные позы.

Вот, пожалуйста, mulier equitans, женщина - наездница. Или женщина, стоящая на кровати на четвереньках для позы "мужчина сзади": римляне называли ее "позой львицы" из-за принимаемого женщиной положения. Затем следует классическая "поза миссионера", присутствуют и сцены орального секса: ласки мужчине (fellatio), женщине (cunnilingus) или обоюдные в позе "69".

Разумеется, есть и групповые сцены: в некоторых случаях в них участвуют двое мужчин и одна женщина, в других двое мужчин и две женщины, настоящие клубки или "паровозики"… 
Ясно, что некоторые из участников в этих случаях не в состоянии соблюдать сексуальные табу римской аристократии.


Нравы у римлян не были более свободными или более извращенными, чем у других народов. Они просто придерживались иных правил, следовали иным принципам, которые в ходе веков претерпели серьезную эволюцию. 

Изначально римское общество, очень строго организованное и привязанное к традиции, ставит мужчину в центр всего: pater familias - это не только отец семейства, но и защитник родины, и хозяин в доме.

В сексуальной сфере тоже все вращается вокруг него. Его партнеры, будь то женщины или мальчики, должны доставлять ему наслаждение, и это не считая супруги, которая должна хранить верность. Необходимо было соблюдать единственное правило, которое останется неизменным на протяжении всей римской истории: человек, с которым мужчина вступает в сексуальные отношения вне брака, должен быть ниже по рангу, то есть римским гражданином он быть не может, а вот рабом или рабыней - пожалуйста.


Великие перемены привносят, начиная со II века до нашей эры, военные завоевания на греческом Востоке. В Рим приходят греческие обычаи, общественная мораль принимает новые формы сексуальных отношений:  допускается гомосексуальность "греческого типа", широко распространяются различные сексуальные практики.

Женщина также обретает большую степень независимости, становится соблазнительницей.
Одновременно с этими идущими с Востока новшествами происходит ряд событий, кардинально меняющих положение женщины. Этот вопрос исследовало несколько ученых, особенно углубленно им занималась профессор Эва Кантарелла. 

Женщины I века нашей эры пользуются такой степенью автономии и свободы, которая вновь будет достигнута лишь начиная с семидесятых годов XX века. Они становятся экономически независимыми, а главное, облегчается развод. Чем обусловлена эта эмансипация женщины в античном Риме?

В течение столетий закон признавал за женщиной чисто теоретическое право наследовать имущество, собственность и денежные средства. В действительности всем этим распоряжались мужчины (отцы, братья, мужья). В ходе знаменитых гражданских войн I века до нашей эры ситуация изменилась: сенаторы тогда поняли, что в этих конфликтах погибло значительное число мужчин из высших сословий и что, следовательно, имеется реальная опасность того, что деньги и собственность попадут в руки беззастенчиво стремящихся к власти людей, настоящих диктаторов вроде Суллы или Цезаря. Что делать? Обратиться к женщинам и дать им возможность лично наследовать имущество. Так и было сделано, сенат принял новые законы.

Отошли в прошлое и традиционные брачные отношения, в которых женщина полностью ставилась под власть мужа; на смену им пришел тип союза, в котором женщина находилась под властью (финансовой) отца, а не мужа. В таком случае по смерти отца женщина автоматически наследовала землю и деньги, приобретая влияние и финансовую независимость. Практика развода тоже изменилась, получить его стало проще: чтобы расторгнуть брак, достаточно было, чтобы мужчина или женщина в присутствии свидетелей заявили о своем нежелании продолжать состоять в нем.


Следствием всего этого стало усиление позиций женщины. Ведь в случае развода женщина, законная собственница денег и имущества, могла оставить мужчину и сохранять финансовую независимость. Теперь зачастую роли менялись:мужчины, женившиеся только из-за денег, рисковали потерять все и оказаться на улице.

Разумеется, эти законы имели значение больше для элиты римского общества, то есть для богачей, нежели для простого народа. Следовательно, в римском законодательстве в области брака и наследования не наблюдалось "всеобщего равенства": преимущество отдавалось свободным и состоятельным гражданам в ущерб всем остальным (рабам, отпущенникам, иностранцам и прочим).


В течение трех с половиной столетий с середины I века до нашей эры по конец III века нашей эры изменилось множество других вещей в отношениях между мужчиной и женщиной. Если раньше семьи договаривались о браках, когда жених с невестой были еще детьми (как сейчас в Индии), то теперь выбором стали руководить чувства. Часто молодые люди жили вместе, но не женились (в зависимости от социального и финансового положения практиковались различные формы союза, от формальных до простого сожительства). 

Наметился даже кризис рождаемости, который Август тщетно будет пытаться преодолеть с помощью специальных законов. Не должно удивлять, что этот период римской истории характеризует сексуальная свобода. Действительно, интимная жизнь становится все более открытой, и как мужчине, так и женщине позволяется все большее, что и порождает тот стиль поведения и тот образ, который оставят по себе римляне в памяти потомков.


Каковы правила в сексе у римлян? Какие табу существуют? 

Это тема, в которой укоренилось немало стереотипов. Римляне совсем не являются развратными, порочными и аморальными людьми, как иногда о них думают. Напротив, это они сочли бы нашу сексуальность излишне усложненной и отягощенной ментальными конструкциями и предустановленными ролями: слишком много правил относительно того, что может делать мужчина, что - женщина, какой должна быть сексуальная жизнь подростка, что является постыдным и что нет, каким должно быть поведение гетеросексуала и каким - гомосексуалиста.

Римлянин сказал бы нам, что, хоть мы и считаем свое сексуальное поведение свободным, на самом деле наша голова вся заколочена табличками "Запрещено".

Начнем с самого главного, того, что составляет подлинную суть сексуальной сферы в римскую эпоху. Для римлян секс (в любой форме) есть дар богов, Венеры в частности. 

Следовательно,пользоваться этим даром - неотъемлемая и важная часть жизни, одно из жизненных удовольствий. И не только: римляне считают, что, только если оба партнера получают удовлетворение в постели, у них родятся здоровые дети.

В этой перспективе становится очевидно, что секс отнюдь не является чем-то греховным или извращенным. Ведь если это благословение Венеры, как можно критиковать или упрекать того, кто им занимается?

Однако внимание: римляне не являются адептами "свободной любви". У них тоже существуют правила. Как с вином: оно тоже дар богов, пить его не греховно, но имеются социальные нормы, определяющие, как и в каких количествах его употреблять. И нужно их соблюдать. 

Вот и с сексом та же история. Правила есть, только они отличаются от наших, и из-за этого нравы римлян нам кажутся такими извращенными.

Нужно, однако, сделать над собой усилие и на минуту забыть все наши правила, чтобы попытаться вжиться в их мир. Их нормы могут нравиться или не нравиться, но они подчиняются очень простой логике.

  • Правило первое. 

Свободный римлянин (понимаемый как классический civis Romanus, "римский гражданин") всегда должен "доминировать"в постели. Он может заниматься сексом с партнерами любого типа (мужчинами и женщинами), но только если они стоят ниже его на социальной лестнице: с женщинами, с рабынями, с молодыми рабами.
  • Правило второе: оральный секс.

Свободный римлянин должен "получать"наслаждение, а не"доставлять"его…Римляне были просто зациклены на рте. Для них рот - нечто благородное, почти священное. Это социальный инструмент, потому что люди говорят, обращаются друг к другу, обмениваются информацией и так далее - следовательно, он должен быть чистым и неоскверненным.



В сенате рот становится политическим инструментом. Как отмечает Джон Кларк, исследователь римской сексуальности, обвинить сенатора в том, что он занимался оральным сексом, равноценно обвинению в измене за то, что он "осквернил" рот, имеющий столь важную функцию на службе обществу. Следовательно, в оральном сексе активная роль, в отличие от пассивной, читается недостойной. 

В этом смысле любопытно отметить, что для римского менталитета скандал Клинтон-Левински не только не наделал бы шуму, ведь по сути эти двое приняли дар Венеры (и к тому же наделенный властью человек имел связь со своим подчиненным, да еще и женщиной,  что вполне вписывается в социальную регламентацию), но если бы кто и проиграл в общественном мнении,т ак это не Билл Клинтон, а Моника Левински - за
свою"активную"роль…

Если быть точными, в области орального секса для римлян существуют три табу, то есть три вещи, которые ни в коем случае не должны иметь место: чтобы римский гражданин мужского пола доставлял оральные ласки другому мужчине (fellatio); чтобы, что еще хуже, его принуждали к этому ,и, наконец, чтобы он доставлял оральные ласки женщине(cunnilingus). Поэтому назвать римлянина "fellator" значит нанести ему тяжкое оскорбление.Это оскорбительно и сейчас, но не в столь резкой форме.

А как смотрят на групповой секс?

Плохо, потому что в подобных ситуациях участники рискуют нарушить вышеназванные правила и табу. Разумеется - это"теория", которой не все и не всегда педантично следуют. 
В интимной жизни римляне делают то, чего им хочется, и многие нарушают табу и правила. Но тут есть тонкое различие: никто из римлян не признается публично в этих вещах, поскольку они считаются неприличными или даже постыдными.

Почему? Инстинктивно напрашиваются несколько объяснений: эти столь четкие правила римское общество использует для того, чтобы оправдать сексуальную эксплуатацию мужчин и женщин низших классов, чтобы держать под контролем женщин из высших городских слоев, чтобы бороться с политическими противниками…Как отмечают некоторые исследователи, по сей день религия, мораль и государственная власть разных стран запрещают определенные сексуальные практики, такие как добрачные сексуальные отношения, прелюбодеяние, гомосексуальность.

В зависимости от конкретных традиций они наказываются церковным отлучением, лишением свободы или даже смертной казнью. Это форма контроля над обществом, широко распространенная во времени и в пространстве.

Но возможно, причина в ином. Эти правила, по сути, нужны для охраны привилегий римской элиты. Подумайте сами: почему считается прелюбодеянием связь с равным тебе, но не с низшим по рангу (раб, отпущенник и так далее)? Причина чисто экономическая: появление незаконнорожденного сына того же ранга может подвергнуть опасности наследственные права законного потомства…

Кроме того, интимная связь с рабом, пусть даже с нарушением табу и правил, уберегает вас от нападок - ведь слово раба мало что значит. Как следствие, все эти правила имеют силу главным образом для патрицианских и зажиточных слоев. 

А остальные жители Рима?Подавляющее большинство людей, не знают этих запретов. Для них секс носит гораздо меньше ограничений и остается прекраснейшим даром Венеры (и Приапа), которому отдаются с легким сердцем. Не следует забывать,однако, то значительная часть населения занимается сексом не по своему выбору - это рабы, как мужчины, так и женщины. Для римского менталитета всякий встретившийся на пути раб или отпущенник был или является объектом "внимания" хозяина. Никто этим не возмущается - это в порядке вещей. Они все потенциально могут стать сексуальной игрушкой хозяина, это зависит от того, что пожелает их dominus. Или domina…

А гомосексуальность? Быть геем для римлянина ничуть не зазорно. У римлян даже нет специальных слов, соответствовавших нашим "гей" и "лесбиянка", и это свидетельствует об отсутствии предрассудков.


Сегодня мы разделяем людей на категории по сексуальной ориентации: женщины и мужчины могут быть гетеросексуалами, гомосексуалами либо бисексуалами. В римском обществе такого нет. Считается приемлемым, чтобы римский гражданин, если желает, находил красоту и источник удовольствия как в мужском, так и в женском теле.

Но при одном важном условии. Чтобы в интимных отношениях с другим мужчиной он был, скажем так, "активным" партнером, а не "пассивным"… Кроме того, предмет (именно так следует его называть) его вожделения должен быть низшего ранга. Таковы правила мужского гомосексуализма. Таким образом, никого не шокировало, что даже такой человек, как император Адриан, появлялся на людях с любовником, знаменитым Антиноем, - а когда юноша утонул в Ниле, император даже обожествил его.


Римский менталитет не приемлет другого: чтобы свободный мужчина сознательно выбирал пассивную роль в сексуальных отношениях. Это считается позорным.
Римлян, которым нравилось исполнять эту роль, презрительно называли "кинед" (cinaedus) или" патикус" (pathicus). У них даже юридический статус был иным, как у проституток, гладиаторов и актеров: они не имели права голосовать и не могли представлять себя в суде.


Порой из-за сексуальных отношений переплетались судьбы нескольких людей. В Остии были найдены гробницы, надписи на которых, по мнению историка Джона Кларка, дают основания предполагать настоящие "любовные треугольники".

Одна из эпитафий гласит: "Луций Атилий Артем и Клавдия Апфиас посвящают этот саркофаг Титу Флавию Трофиму с тем ,чтобы все трое покоились вместе".

В другом случае мужчина по имени Аллий похоронил Аллию Потестас, рабыню, которую он делил с другим мужчиной. После ее смерти, говорится в надписи, мужчины рассорились между собой. Сегодня никто не стал бы писать подобные вещи на своей могиле, предавая гласности отношения, которые осуждаются моралью и религией.

Многие экспонаты секретного кабинета найденные археологами хранятся в археологическом музее Неаполя под многими инвентарными номерами. За этими сухими цифрами скрывается жизнь, в которой отразилась целая эпоха…


Использован материал книги историка Альберто Анджела-"Один день в Древнем Риме".

Новые предложения каждый день: отелей, апартаментов, вилл и не только...на любой бюджет!

Booking.com

ДРУГИЕ СТАТЬИ

Комментарии

Популярные сообщения