воскресенье, 14 декабря 2014 г.

Капитолийские музеи - Апартаменты Дворца Консерваторов.Часть 1.

Капитолийские Музеи (Musei Capitolini) - самые посещаемые и наиболее старые Музеи Рима. Монументальный комплекс музеев расположился на главном холме Рима - Капитолийском, в котором внимание уделяется не только искусству, но и археологическим находкам. Создание музея было положено в 1471 году, когда Папа Римский Сикст IV преподнес в дар Риму коллекцию античной бронзы, до того времени находившейся под стенами Латерана. Те артефакты поместили на Капитолийском холме города. А в 1536 году великий Микеланджело Буонарроти спроектировал целый комплекс, где между тремя дворцами раскинулась красивая площадь. C передней стороны дворец Сенаторов ( Palazzo Senatorio-недоступен для осмотра ), слева – Новый дворец ( Palazzo Nuovo ), а справа дворец Хранителей ( Palazzo dei Conservatori ). Микеланджело дожил лишь до того момента, когда была закончена лестница - пандус, ведущая к Капитолию от улицы Театро ди Марчелло ( Via di Teatro di Marcello ). Все прочие сооружения были построены уже после его смерти в точном соответствии с планами великого архитектора. Теперь здания отданы уникальным музеям, коллекция которых пополнялась на протяжении 400 лет. Создание этого первого в мире музея - дело рук не только пап римских, но и многих благородных римлян которые отважились подарить свои частные коллекции Риму. Коллекции меценатов и ювелиров дополняют ценнейшие археологические находки, изделия из керамики, а также мраморные статуи, бронзовые табулы, саркофаги, портретные скульптуры, монеты, барельефы, надгробия и античные мозаики. Многие экспонаты уникальны, а мраморные реплики древнегреческих бронзовых статуй - пожалуй, единственный способ приблизиться к не сохранившимся оригиналам.

А на площади установлена точная копия единственной сохранившейся еще с античных времен конной статуи Марка Аврелия. (оригинал хранится в Капитолийском музее) Это единственная конная статуя, сохранившаяся с античных времен. Все прочие пошли на переплавку, так как изображали императоров - язычников. Пощадили одного Марка Аврелия (161-180 гг.), потому что его приняли за Константина Великого ( 306-337 гг.) – первого христианского императора. Только в эпоху Новой истории удалось установить, кто же на самом деле сидит на коне.
Дворец Консерваторов
Во дворце находится бо́льшая часть экспонатов Капитолийских музеев. Среди них такие известные скульптуры как Капитолийская волчица, Колосс Константина,Статуя Марка АврелияСтатуя Мальчика, вытаскивающего занозу (Spinario) и другие. Здание дворца было построено при папе Николае V в середине XV века. В 1734 году, дворец был открыт для публики во время правления папы Климента XII, и считается первым открытым музеем в мире. Местом, где искусство было для всех, а не только его владельцев. Пройдя рядом с кассой попадаешь в большой двор дворца Консерваторов, где хранятся фрагменты колоссальной статуи Константина Великого.
Статуя императора была выполнена в акролитовой технике, то есть с использованием мрамора для тела и расписного или позолоченного дерева для одежд; сверху, возможно, была покрыта бронзой. Она изображала Константина сидящим. Её размер был велик — высота сохранившейся головы составляет 2,5 м. Помимо головы, сохранились другие мраморные части — ступни, кисти рук. Судя по ним, вычисляют, что примерный размер памятника равнялся 12 метрам в высоту.
Первоначально колоссальная статуя размещалась в апсиде Базилики Максенция-Константина, что на римском Форуме. Здание выполняло не сакральные, а государственные функции, и статуя императора символизировала его божественную власть и присутствие во время свершения дел. Разбита статуя была, скорее всего, в период поздней античности, возможно, мародёрами, снявшими с неё бронзу. В Новое время статуя была извлечена на свет лишь в 1487 году, и разместили в Палаццо Консерваторов.
На левой стороне двора, были помещены рельефы, изображающие провинции Рима, найденные в руинах Храма Божественного Адриана на площади Пьетра в Риме. Это место недалеко от Пантеона, руины храма сегодня встроены в здание римской биржи и торгово-промышленной палаты. Некоторые рельефы были найдены в конце шестнадцатого века, другие позже в 1883 году.
Вот некоторые из них-
В нижней части двора,в крыльце сохранились две колоссальные статуи даков из серого мрамора, найденные в руинах Форума Траяна.
В центре крыльца статуя сидящей богини Ромы, покровительницы Рима. (2 в.н.э) Статуи приобретены папой Климентом XI в 1720 году из коллекции династии Чези для Капитолийских музеев.
Из внутреннего двора на первый этаж ведет лестница, декорированная некоторыми рельефами, трое из них снятые с неизвестного памятника эпохи императора Марка Аврелия (161—180), и прибыли в музей в 1515 г. Рельефы принадлежали к серии из двенадцати рельефов (восемь из которых были установлены на арке Константина и, наконец, последний в Копенгагене).
Затем,видим две симметричные друг к другу мозаики (1,24 м на 1,84 м) из цветного мрамора, 4 в.н.э.
Потолок лестницы украшен лепкой: Прославление Рима и сцены из Ветхого и Нового Заветов.
Лестница ведет нас к "Апартаментам Консерваторов", состоящие из 9 комнат. Тут заседали судьи, в самом деле настоящие консерваторы (что и дало название дворцу), сенаторы из близлежащего дворца и высокопоставленные городские особы. Они все вместе осуществляли власть над вечным городом. Постепенно, с усилением могущества папы, значимость дворца, как и всей остальной власти, существенно уменьшилась.

Зал I - Горациев и Куриациев (Sala degli Orazi e Curiazi)

В большом зале до открытия музея заседал Общественный Совет.Даже сегодня зал часто используется для важных церемоний, как подписание Римских договоров.
Сдал зал в эксплуатацию в 1595 году Джузеппе Чезари ,по прозванию Кавалер д’Арпино (1568 г.-1640 г.) - итальянский живописец-маньерист. Художник написал очень много картин и слыл в своё время первым среди римских живописцев. В зале написал - 
"Нахождение волчицы"(1596 г.)
"Сражение между Римлянами и Вейями"(1597 г.)
Битва Горациев и Курациев(1612-1613гг.)
В основе картины лежит рассказ римского историка Тита Ливия, согласно которому трое братьев из римского рода Горациев были выбраны, чтобы сразиться с тремя лучшими воинами враждебного Риму города Альба-Лонга — братьями Куриациями. 
Вернется в 1536 г. чтобы написать "Похищение Сабинянок".
В зале есть также мраморная статуя папы Урбана VIII Барберини,работа скульптора Лоренцо Бернини(ваял с 1635 по 1640) 
и бронзовая статуя папы Иннокентия X Памфили,работа Алессандро Альгарди(с 1646 по 1650).

Зал II - Капитанов (Sala Dei Capitani)

Зал расписан фресками сицилийского художника и архитектора -Томаса Лаурети,между 1586 и 1594 гг.,согласно стилю Джулио Романо,Микеланджело и Рафаэля.Как и в первом зале в основе фресок лежит один из самых известных и фундаментальных трудов по истории Древнего Рима,Тита Ливия-"История от основания города".Охватывает периоды от традиционной даты основания Рима по хронологии Варрона (753 до н. э.) до 9 года.
В зале почитаются не только достоинства древних римлян,но и римлян 16 века,заслужившие честь со стороны Папского Престола.В память о них,вдоль стен зала были размещены мемориальные плиты,и серия памятных статуй великих лидеров.При создании этих статуй использовали материал с античных разбитых статуй.Одна из них статуя Маркантонио Колонна,на фоне картины Томаса Лаурети под названием "Гай Муций Сцевола и Порсена".Гай Муций Сцевола прославился тем,что,согласно легенде,пытался убить Ларса Порсену, царя этрусского города Клузия,который осадил Рим в 509 до н.э.Сцевола пробрался в шатер Порсены,но по ошибке убил царского писца,который был одет дороже и красивее царя.Сцеволу схватили,и тогда он объявил Порсене,что он лишь один из 300 римских юношей,поклявшихся ценою своей жизни убить Порсену.Когда герою стали угрожать пыткой и смертью,если он откажется раскрыть все детали этого замысла,Сцевола протянул правую руку в разведенный на алтаре огонь и держал её там,пока она не обуглилась.Отвага римлянина так поразила Порсену,что его отпустили,и Порсена заключил с Римом мир. За потерю правой руки Муция прозвали "Сцевола"(левша).
Кессонированный потолок Зала Капитанов с расписными полотнами,иллюстрирующие "Освобожденный Иерусалим"(Т.Тассо)

Зал III - Ганнибала (Sala di Annibale)

Серия фресок (1516 г.) в зале относятся к циклу Пунических войн. Принадлежат кисти художника Джакопо Рипанды.Под фресками расписан ряд бюстов римских военачальников.
Одна из фресок зала -"Ганнибал в Италии",что дала название залу.
Кессонированный потолок зала считается самым старым дворца Консерваторов.На нем изображена Римская Волчица.

Зал IV - Часовня (Capella)

Часовня Девы Марии и святых Петра и Павла,покровителей Рима.Была расписана и украшена позолоченной лепниной Джакопо Рипандо и Мишель Альберти с 1575 по 1578 гг.Над мраморным алтарем изображена Мадонна во славе между святыми Петр и Павел,
призывающие Богородицу защищать город Рим.(Марчелло Венусти,XVI в.).
На левой стене часовни фреска с изображением Мадонны с младенцем и ангелами(Андреа ди Ассизи,началоXVI в.),перенесенная здесь с балкона дворца.

Зал V - Гобеленов (Sala degli Arazzi)

Дизайн зала оформлен в 1770 году,чтобы разместить в нем папский Трон и папские гобелены.Гобелены были сделаны на фабрике папского комплекса Сан-Микеле а Рипа,по эскизам и полотнам Доменико Корви и Рубенса.
"Ромул и Рем" - по эскизам Рубенса.
"Весталка Тучия" - по эскизам Доменико Корви
Гобелен со скульптурой Ромы,что видели во дворе дворца Консерваторов.
Потолок был сделан из шестиугольных кессонов в восемнадцатом веке.На синем фоне размещены золоченые шлемы,щиты и различные виды оружия.

Зал VI - Триумфов(Sala dei Trionfi)

Первый из залов имеющий вид на вечный город, берет свое название от фриза с изображением триумфа консула Эмилия Павла после победы над Персеем,царя Македонии.Триумф который проходил в конце ноября 167 до н.э.,был самым великолепным из тех,что Рим видел.Он продолжался три дня и подробно описан у Плутарха.
Фрески были написаны художниками Микеле Альберти и Jacopo Rocchetti в 16 веке,оба ученики Даниэле да Вольтерра.
Деревянный потолок,работа Фламинио Буланже,который выполнил свою работу в 1568 году.
И здесь хранятся некоторые известные бронзовые статуи римской эпохи:
Мальчик,вытаскивающий занозу(Spinario) - римская бронзовая статуя сер.I в.до н.э.,копия эллинистической греческой статуи III в.до н.э.Изображает обнажённого мальчика,вытаскивающего шип из своей левой ноги,сидя на камне,что,вероятно,является отсылкой к сельской атмосфере,идиллии,известной по эллинистической поэзии.
В XVIII веке её называли "Верный",увязывая со следующим историческим случаем из римской истории:будто бы Марций,пастух из провинции Виторкьяно недалеко от Витербо,был послан,чтобы предупредить римлян о наступлении врагов.Страдая от раны в ступне,вызванной занозой,он не остановился,пока не достиг Капитолия,после чего он скончался от спазма,вызванного раной.В Средневековье шип являлся символом первородного греха,так что мальчик аллегорически толковался,как грешник,пытающийся спастись.
Статуя уникальна тем,что она не терялась из виду во времена Средних веков,всегда оставаясь доступной для обозрения (в отличие от многих других античных статуйкоторые с триумфом будут извлекать из земли во время Ренессанса).
В 1160-е гг.Наваррский раввин Вениамин Тудельский описывал её,стоящую перед Латеранским дворцом,сравнивая мальчика с Авессаломом,совершенным с головы до пят.В 1470-е гг.,был перенесен на Капитолий по приказу папы Сикста IV.1499—1500 гг. - первые упоминания о статуе на новом месте.
"Мальчик"был одной из первых римских статуй,которые принялись копировать на заре Возрождения.Одну копию заказала для себя Изабелла д’Эсте,другая (в натуральную величину) была отлита Антонелло Гаджини для фонтана в Мессине.Якопо Сансовино повторил скульптуру для Франциска I;посредником при дарении выступил Бенвенуто Челлини.Гипсовые слепки распространились по всей Европе;один из них изображён на натюрморте «малого голландца» Питера Класа.Мраморный вариант скульптуры,найденный на Эсквилине,попал в собрание Медичи и сейчас выставлен в Уффици.Будучи весьма популярен при дворе Лоренцо Великолепного он,по-видимому,вдохновлял не только Брунеллески,но и Мазаччо.Археологические раскопки XIX и XX веков позволили выявить новые варианты этой скульптурной композиции(один из них - в Британском музее).Копия скульптуры также расположена в Крыму в заповеднике Никитского ботанического сада.
Бюст Луция Брута - одного из основателей Римской республики, возглавивший восстание против последнего римского царя Тарквиния Гордого в 509 до н. э.Один из двух первых римских консулов.Бюст капитолийского Брута - этрусская бронзовая скульптура.Шедевр поздней этрусской портретной скульптуры.Данный бюст очень редкий по сохранности (с инкрустированными глазами и неповрежденной поверхностью волос,щек,лба)  - одно из важнейших произведений того сложного времени,когда совершался переход от этрусской культуры к римской.В датировке его нет единогласия между учёными. Время его возникновения определяется широкими рамками III—I веков до н. э.
Бронзовая воронка Митридата VI Евпатора(120-63 до н.э.,из Анцио)
Холст "Победа Александра над Дарием"- работа  Пьетро да Кортона.

Зал VII - Волчицы(Sala della Lupa)

Здесь когда-то была открытая лоджия с видом на Рим.
В центре зала хранится символ Рима-"Римская Волчица" вскармливающая основателей города,Ромула и Рема.Высота волчицы 75 сантиметров и это говорит о том,что неизвестный скульптор выполнил ее практически в натуральную величину.
Волчицу из бронзы,украсившую площадь Рима,упоминает еще Плиний Старший,о ней писали Цицерон и Тит Ливий.Возле символической фигуры совершалось правосудие в Риме.Скульптуру датировали V веком до н.э.,а авторство приписывали этрускам,удивляясь их мастерству и верности натуре,или,возможно,по последним исследованиям Анны Марии Карруба – волчица не древнее XIII века.Документально зафиксировано было авторство скульптур младенцев Ромула и Рема,очевидно выполненных в другой манере.Их добавил к скульптуре Антонио дель Поллайоло в XV веке.Автор близнецов покоится в римской церкви Сан-Пьетро-ин-Винколи.
Фрески Джакопо Рипандо в зале почти исчезли.
Фреска -"Компания против толистобои"                      Фреска - "Триумф Эмилия Павла"  
 (кельты из Малой Азии)
            
На стене в зале были вставлены фрагменты консульских фаст-надписи,высеченные в камне около 12 года до н.э.,содержащие список триумфов от основания Рима до правления Октавиана Августа. В приведённой ниже таблице каждая строка содержит информацию:
О годе триумфа в предположении,что основание Рима произошло в 752 году до н.э.
Полное имя триумфатора.
Магистратура,занимаемая триумфатором на момент триумфа.
Порядковые номера триумфов (если триумфатор был удостоен более чем одного триумфа) и число,в который раз триумфатор занимал должность(магистратуру).
Название жителей города,народа,страны,которые были побеждены;иногда — имя побеждённого полководца.
День года проведения триумфа.

Зал VIII - Гусей (Sala delle Oche)

Зал Гусей назван в честь двух уток в бронзе римского периода(традиционнно интерпретируются как гуси).Представители семейства Утиные активно используются человечеством с давних пор в мифологии,живописи,скульптуре,литературе,кино и других видах искусства.Хорошо известна легенда о том,как "гуси спасли Рим".Это история дошла до нас благодаря "Истории от основания города" римского историка Тита Ливия.Согласно этой легенде,в V веке до н.э.галлы осадили находящуюся на холме римскую Капитолийскую крепость и попытались захватить её,ночью забравшись по отвесной стене по горизонтально расставленным щитам ниже стоящих воинов.Защитники крепости крепко спали,и только громко загоготавшие гуси,жившие при храме Юноны,смогли их разбудить и помогли сбросить нападавших вниз.
В зале хранится бюст Медузы,Лоренцо Бернини.Его скульптура "Голова Медузы"(1644-1648),по праву считается одной из жемчужин,созданных великим скульптором.Основой для произведения Бернини послужил сюжет из греческой мифологии о Медузе Горгоне.В отличие от двух других сестер,Медуза стала смертной после того,как Афина наказала ее за осквернение храма,в котором горгона была лишена невинности Посейдоном.По одной из версий,Горгона Медуза была девушкой с красивыми волосами и хотела состязаться с Афиной в красоте.Но за осквернение храма богиня мудрости превратила ее волосы в змей и сделала смертной.Каждый,кто осмеливался посмотреть на Медузу,превращался в камень.Победить горгону удалось только герою Персею,пользовавшемуся покровительством Афины.Богиня мудрости и посоветовала герою,которому предстояло сразиться с Медузой,смотреть не на саму Горгону,а на ее отражение на блестящей поверхности щита.Воспользовавшись крылатыми сандалиями Меркурия,Персей,пережив множество приключений,обезглавил спящую Медузу Горгону.После этого Афина Паллада поместила ее голову на своей эгиде,а затем на щите,как грозное оружие,помогающее превращать в камень врагов мудрости и справедливости - добродетелей,которые воплощает собой эта богиня. Первоначально Горгона изображалась уродливым чудовищем,с вьющимися вокруг головы змеями,похожими на волосы,выпученными глазами,высунутым языком и торчащими изо рта клыками.Ужасная гримаса Горгоны должна была внушать страх и вызывать мгновенное окаменение и смерть,к чему приводил даже беглый взгляд на нее.Позже,в классическом искусстве,образ Медузы поэтизируется,она превращается в необыкновенное  создание,отважившееся соперничать с Афиной и ставшее жертвой неожиданного превращения.Гордившаяся своей красотой,и,в особенности,великолепной шевелюрой,Медуза была наказана целомудренной богиней,превратившей ее волосы в змей,которые в древности символизировали сладострастие. Джованни Лоренцо Бернини изваял в полном смысле слова бюст-портрет самой прекрасной и смертной Горгоны,запечатленной в переходный момент ее превращения.Игра ясна:плоть превращается в камень,волосы - в змей,счастье - в ужас,и эта трансформация окончательная,не оставляющая надежды.Бернини без сомнения,был знаком с текстом "Метаморфоз" Овидия,а также со стихами своего современника поэта Джованни Батиста Марино,в поэме которого Медуза разглядывает свой отраженный облик в воображаемом зеркале,будучи застигнутой в тот момент,когда с болью и тревогой она осознает свое превращение в мрамор и жестокая усмешка искажает ее черты.Марино и Бернини,стремясь раскрыть замечательные подражательные качества скульптуры,переосмысляют античный  миф:не Горгона своим взглядом обращает врагов в камень,но сама Медуза,которая по роковой ошибке ловит свой образ в воображаемом зеркале,в буквальном смысле на наших глазах превращается в мрамор.Для Бернини Медуза - это рафинированная барочная метафора скульптуры,ее высоких достоинств,скульптуры,которая обладает властью заставить окаменеть от удивления тех,кто способен приходить в восторг от необычайной искусности его резца. 
Также целый ряд бронзовых произведений приобретенные папой Бенедиктом XIII.
Бюст Микеланджело Буонарроти(18 в.)
Ценным является потолок "цвета ультрамарин" с позолоченными розетками,вазами и щитами.

Зал IX - Орлов (Sala delle Aquile)

Зал Орлов явно берет свое название от двух мраморных орлов,времен римской императорской эпохи,размещенные на мраморных колонн.

                 

 Деревянный потолок 16 в.с позолоченными розетками,расписными пейзажами и высеченной надписью SPQR.(«Senatus Populus que Romanus»«Сенат и граждане Рима»)
По фризу зала изображены картины с видами Рима,овальные медальоны,в которых представлены сцены времен Римской республики,16 в.
Вид на Колизей.
Вид на Капитолийский холм.
В зале хранится римская копия статуи из мрамора и бронзы,Артемиды Эфесской с символами плодородия.Высота 115 см.
Здесь кончается первый этап нашей экскурсии.

Дополнительная информация 
Музеи закрыты в понедельник,1 января,1 мая и 25 декабря.
Часы работы:с 9,00 до 20,00.
Билетные кассы закрываются за час до конца работы музеев.
Адрес Капитолийских музеев: Piazza del Campidoglio 1,Roma.
Самый близкий ориентир - Площадь Венеции.
Официальный сайт: http://www.museicapitolini.org/
При написании поста использована информация сайта -http://www.museicapitolini.org/ ,
блогера - I Viaggi di Raffaella

Новые предложения каждый день: отелей, апартаментов, вилл и не только...на любой бюджет!

Booking.com
                                                 Купить дешевый авиабилет онлайн

Комментариев нет: